19
декабря

Обучение детей танцам


Обучение детей танцамПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ движениям под музыку
Для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 4—7 лет

Дошкольное детство — период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте пяти — семи лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Творчество — это не удел избранных, а норма для каждого ребенка. К сожалению, в "Программе воспитания и обучения в детском саду" в разделе "Музыка" основное внимание уделяется обучению детей разным видам исполнительства. Практически во всех возрастных группах отсутствует система развивающих творческих задач. Да и предлагаемый репертуар для детского творчества неоправданно ограничен. Но как важно еще на первом, дошкольном этапе развития личности определить способности и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Если музыка хорошо осмыслена детьми, и они почувствовали красоту мелодии, метроритмическую пульсацию, различные оттенки настроений, то можно предлагать им импровизировать движения под музыку, создавать музыкально-пластический образ.

Цель данной программы — научить детей управлять своим телом под музыку. Для этого необходимо организовать дополнительные занятия. Чтобы не перегружать детей и не нарушать режим детского сада, обучение детей танцам целесообразнее проводить во вторую половину дня и придать им форму развлечений.

Программа рассчитана на два года. Первый год обучения для детей четырех-пяти лет, в течение которого у них накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений. По форме это студия (кружок) с условным названием "Каблучки". Второй год обучения для старшего дошкольного и младшего возраста — период совершенствования творческих способностей. Это может быть хореографическая студия "Топотушки" и др.

Содержание работы студии — музыка, фантазия, сказка, игра, танец.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

I. Музыкальная культура дошкольника:
♦ учить различать основные направления музыкального искусства (классическая, народная музыка, музыка современных ритмов), обучать особенностям движений, соответствующих каждому из направлений;
♦ знакомить с жанрами хореографического искусства;
♦ совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений, предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду";
♦ в процессе разучивания движений активизировать эмоциональное восприятие музыки, ее настроений, характера, художественных образов и отдельных средств музыкального языка;
♦ формировать умение самостоятельно составлять композиции небольших танцев, хороводов, музыкальных игр;
♦ развивать воображение и фантазию во время создания музыкально-пластических образов;
♦ развивать индивидуальные творческие способности в хореографии.

II. Культура движений и укрепление здоровья:
♦ вырабатывать правильную осанку и красивую походку;
♦ совершенствовать ритмичность, моторику, гибкость и пластичность движений;
♦ развивать эмоциональность и подвижность мимики лица, выразительность жеста;
♦ правильно формировать и укреплять разные группы мышц опорно-двигательного аппарата (крупные, средние, мелкие);
♦ совершенствовать дыхательный аппарат, осуществляя контроль за правильным дыханием во время движений.

III. Воспитательные задачи:
♦ воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку;
♦ прививать художественный вкус;
♦ воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
♦ совершенствовать такие качества личности, как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность, умение правильно оценить свои действия и действия сверстников.

Структура программы включает следующие разделы:

1. Описание позиций ног, рук и техники выполнения танцевальных движений.
2. Поквартальный план разучивания движений под музыку с детьми пяти и шести-семи лет.
3. Перспективный план освоения музыкально-ритмических навыков, включающий в себя следующие группы упражнений:

• упражнения, связанные с особенностями музыкального языка;
• ориентирование в пространстве, виды построений и перестроений;
• формирование мышечного чувства;
• упражнения на ритмическую точность и четкость движений;
• упражнения с предметами;
• упражнения с воображаемыми предметами.

4. Поквартальный план разучивания танцевально-игровых этюдов, игр разных жанров, всех видов хороводов, танцев, плясок, заданий по танцевально-игровому творчеству.

ОПИСАНИЕ ПОЗИЦИЙ НОГ, РУК И ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

ПОЗИЦИИ НОГ

"Основная стойка" — пятки вместе, носки врозь. Для старших детей носки ног максимально развернуты в стороны, для младших — под углом 45 градусов ("домиком"). В хореографии — первая позиция. "Узкая дорожка" — пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп). В хореографии — шестая позиция.

"Широкая дорожка" — ступни ног на ширине плеч, параллельны.

Дополнительные позиции для детей старший групп

Вторая позиция — "широкая дорожка", но носки ног максимально развернуты в стороны. Третья позиция — опорная нога ставится под углом 45 градусов, пятка не опорной ноги приставляется к середине ступни опорной ноги под углом 45 градусов. Четвертая позиция — опорная нога ставится так же, как в третьей позиции, не опорная — выставляется вперед на длину небольшого шага под углом 45 градусов.

ПОЗИЦИИ РУК

Внизу — руки опущены вдоль туловища.

Впереди — руки вытянуты на уровне груди параллельно полу.

Вверху — руки максимально подняты вверх над головой (в младшей группе дети поднимают руки на произвольную высоту).

В стороны — плечи и руки составляют одну прямую линию.

Руки могут быть открытыми: ладони вверх или наоборот, а также располагаться и между позициями (вперед-вверх, в стороны-вниз и т. д.). "Поясок" — ладони рук на талии, большие пальцы сзади, остальные — впереди. Плечи и локти слегка отведены назад.

"Кулачки на бочок" — пальцы рук слегка сжаты в кулаки, которые ставятся на бедра тыльной стороной внутрь. За спиной — руки соединены внизу за спиной. Ладонь левой (правой) руки тыльной стороной лежит в ладони правой руки. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти отведены назад.

Дополнительные позиции рук для девочек

"Бабушка" — руки скрещены и прижаты к груди, кисти спрятаны подмышки.

"Полочка" — руки согнуты в локтях и сложены одна на другую впереди.

"Матрешка" — руки согнуты в локтях, указательный палец правой (левой) руки делает "ямочку" на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки.

"Юбочка" — большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны-вверх.

"Фартучек" — щепотью прихватить с двух сторон перед юбочки и слегка приподнять руки вверх.

ПОЗИЦИИ РУК В ПАРНЫХ ПОСТРОЕНИЯХ

Дети стоят парами, лицом к педагогу, правым или левым боком друг к другу.

"Качель маленькая" — дети стоят рядом. Мальчик протягивает девочке правую (левую) руку, открытую в сторону-вниз. Девочка кладет свою правую (левую) ладонь на ладонь мальчика. Руки партнеров соединены внизу под острым углом.

"Качель большая" — то же, что "качель маленькая" только дети стоят на расстоянии небольшого шага друг от друга и руки партнеров соединены под тупым углом.

"Качель" может быть "веревочной" (руки ненапряженные) и "деревянной".

"Стрелка" — то же, что в первых двух позициях, только руки соединены впереди. От величины угла меняется название: "узкая стрелка", "широкая стрелка". "Воротики" — то же, что в предыдущих двух позициях, только руки соединены вверху. Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика. "Мельница" — разноименные руки партнеров соединены в позиции в сторону и составляют одну общую прямую линию с плечами.

Перечисленные позиции рун можно варьировать. Например: мальчик правой (левой) рукой обхватывает девочку сзади за талию ("поясок"), а другую руку соединяет "узкой стрелкой" с одноименной рукой девочки. Свободная рука девочки — в любой из перечисленных ранее позиций. Рука мальчика всегда является опорой для руки девочки.

"Плетень" — ближние друг к другу правая (левая) рука мальчика и левая (правая) рука девочки скрещены внизу, противоположные руки согнуты в локтях. Ладони девочек лежат на одноименных ладонях рук мальчиков. Обе руки девочки — сверху рук мальчика. "Бантик" — то же, что и в позиции "плетень", руки расслаблены, округлены в локтях и приподняты вперед-вверх.

"Бабочка" — то же, что и в предыдущих двух позициях, но в локтях руки подчеркнуто согнуты под острым углом. "Стрекоза" — руки, согнутые в локтях под острым углом, скрещены и подняты до уровня плеч и максимально разведены в стороны.

"Окошечки" — руки партнеров соединены в позиции "плетень". Если левая рука девочки сверху левой руки мальчика, то вверх поднимаются соединенные левые руки партнеров и дети заглядывают друг на друга в образовавшееся "окошечко". Соединенные правые руки опускаются вниз. Если сверху правая рука девочки, то вверх поднимаются соединенные правые руки, а левые опускаются вниз.
Дети стоят рядом, повернувшись одноименными плечами друг к другу.

"Качель" (большая и маленькая), "Воротики", "Мельница" — по аналогии с описанными ранее. "Вертушка" — одноименные руки детей соединены крест-накрест в локтевых сгибах, пальцы вместе, кисть руки висит вниз. Свободные руки — в любой подходящей из перечисленных ранее позиций. "Двойной поясок" — если дети стоят повернувшись друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди, и наоборот. Свободные руки — в любой подходящей позиции.

Дети стоят друг к другу лицом.

"Качель маленькая" — партнеры стоят на расстоянии широкого шага. Ладони девочек лежат на ладонях вытянутых вперед-вниз рук мальчиков. "Качель большая" — дети стоят на расстоянии небольшого шага. Руки соединены в позиции в стороны-вниз. Обе "качели" могут быть "веревочными" или "деревянными".

"Лодочка" — партнеры стоят на расстоянии небольшого шага. Руки соединены в позиции в стороны. "Лодочка" может быть "резиновой" (руки расслаблены) и "деревянной".

"Воротики узкие" — руки соединены вверху, "широкие" — в позиции в стороны-вверх. "Крестик" — руки партнеров вытянуты вперед и соединены крест-накрест.

ХЛОПКИ ПО ОДНОМУ

"Ладушки" — ладони, согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, двигаются перед грудью навстречу одна другой.

"Блинчики" — на "раз" ударить правой ладонью по левой, на "два" — наоборот. Кисти рук расслаблены, хлопки мягкие, стаккато.

"Тарелочки" — ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок. Для детей младшей группы использовать прием "отряхни ладошки".

"Бубен" — одна ладонь опорная (как бы крышка бубна), другая — ударяет по ней. Опорную руку менять. Все виды хлопков выполнять согнутыми в локтях или вытянутыми руками внизу, впереди, вверху, справа, слева и между основными позициями.

ХЛОПКИ В ПАРНОМ ПОСТРОЕНИИ

"Стенка" — дети стоят лицом друг к другу, руки согнуты в локтях впереди или подняты вверх. Ладони рук партнеров двигаются навстречу друг другу. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми. "Большой бубен" — один из партнеров держит впереди или вверху открытые ладони согнутых в локтях или вытянутых рук, а другой ударяет по ним ладонями. Затем партнеры меняются ролями.

"Крестик" — техника выполнения та же, что и в "большом бубне", только руки партнеров двигаются крест-накрест навстречу друг другу (правая с правой и наоборот).

ПРЫЖКИ НА ОДНОЙ НОГЕ

Во всех движениях, если исходная позиция ног не оговаривается дополнительно, использовать "основную стойку". Опорную ногу менять.

"Точка" — дети стоят на правой (левой) ноге, руки — в любой позиции. Другая нога (не опорная) согнута в колене и отведена назад. После толчка приземляться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. "Часики" — техника та же, что в "точке", только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси через правое или левое плечо. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На восемь прыжков ребенок должен сделать полный оборот (360 градусов) вокруг себя. На "раз, два" — повернуться левым плечом вперед, на "три, четыре" — спиной, на "пять, шесть" — правым плечом, на "семь, восемь" — лицом (только в старших группах).

"Лесенка" — техника та же, что и в "точке", но продвигаясь вперед (вверх) или назад (вниз) на определенное количество прыжков (ступенек "лесенки"). "Паровозик" — то же, но прыгать вперед-назад, меняя направление на каждый прыжок. "Заборчик" — боковой прыжок с продвижением вправо (на правой) или влево (на левой) ноге. Сколько "дощечек в заборе", столько и прыжков. "Гармошка" — то же, меняя направление (вправо-влево) на каждый прыжок.

"Елочка" — боковое продвижение, стопа при этом с каждым прыжком поворачивается то вправо, то влево на 45 градусов. Этот прыжок можно выполнять и на одном месте (в "точке").

"Солнышко" — прыжок на одной ноге с продвижением по окружности небольшого диаметра (вокруг "солнышка").

ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ

Те же прыжки, что на одной ноге, и еще ряд других. Поскок — цепочка поочередных шажков вперед с упругим отталкиванием от пола. При приземлении ноги ставить сначала на подушечки пальцев, затем на всю ступню.

Подскок — поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.
Амплитуда обоих прыжков зависит от характера музыки. Выполнять их можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси ("часики").

Прыжки с отбрасыванием ног назад — на "раз" сделать прыжок "точка" опорной ногой, одновременно не опорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад. Она может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок, пяткой кверху. На "два" — смена опорной ноги. Прыжки с выбрасыванием ног вперед — на "раз" сделать прыжок "точка" опорной ногой, одновременно не опорная нога вытягивается вперед, носок максимально развернут в сторону. На "два" — смена опорной ноги. Не опорная нога может удерживаться на весу или ставиться в "точку" впереди на носок или на пятку. "Ножницы" — на "раз" сделать толчок и прыжок с разведением ног в стороны и мягко приземлиться в позицию "широкая дорожка". На "два" — толчок и скрещивание ног впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении прыжка).

"Большая гармошка". И. п. ног — "узкая дорожка". На "раз" — движение то же, что на счет "раз" в прыжке "ножницы". На "два" — сделать толчок и возвратить ноги в и. п.

"Крестик" — на "раз" сделать толчок и скрестить ноги в "точке" (правая нога впереди), на "два" — то же самое, но левая нога впереди.

"Качалочка". И. п. — ноги в четвертой позиции (правая или левая впереди), носки выгнуты и развернуты в стороны. В этом положении выполнять "поскок" с ноги на ногу, как бы качаясь вперед-назад. "Метелочка" — соответственно метроритму выполнять прыжок "точка" на левой (правой) ноге, одновременно сгибая в колене правую (левую) ногу на каждую долю, меняя направление движения, скользить носком правой (левой) ноги по полу вперед-назад или накрест перед опорной ногой слева-справа.

"Боковой галоп". И. п. ног — "узкая дорожка" или "основная стойка". От исходной позиции зависит характер прыжка и то, как будут ставиться ступни ног при его выполнении: параллельно (вариант спортивного "галопа") или носки максимально развернуты в стороны (элемент бального танца). На "раз" — толчок, правая нога делает шаг вправо. На "и" — левая нога приставляется к правой, пяткой как бы "подталкивая" ее для следующего прыжка.

"Галоп вперед" — техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На "раз" — толчок, правая (левая) нога делает шаг вперед, приземляясь с носка. На "и" — носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги.

"Веревочка" — на "раз" сделать прыжок "точка" на левой (правой) ноге, одновременно другую ногу поднять вверх под углом 90 градусов, затем поставить сзади за пяткой опорной ноги и скользящим движением носка по полу вынести вперед-вверх. На "два" — все повторяется с правой (левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением назад. Все прыжки выполнять, удерживая правильную осанку, менять позиции рук, максимально вытягивать носки ног вперед или вниз, в зависимости от техники выполнения прыжка.

ВИДЫ ШАГА

Спокойная ходьба ("прогулка") — амплитуда и длина шага небольшая. Движения рук произвольные (можно держать их в любой позиции). Шаг начинается с но¬ска вытянутой левой (правой) ноги, носок развернут в сторону.

Хороводный шаг — техника та же, что в "прогулке", но шаг более длинный, плавный в определенную сторону. Приставной хороводный шаг (без смены опорной но¬ги) — на "раз" сделать небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на "и" — носок другой ноги приставить к пятке опорной ноги и т. д.

Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) — ритмический рисунок шага: две восьмые, четверть. На "раз" — длинный шаг с носка правой (левой) ноги, на "и" — приставить левый (правый) носок к пятке опорной ноги. На "два" — шаг на месте правой (левой) ногой. В следующем такте движение начать с другой ноги.

Широкий шаг — максимально длинный хороводный шаг (перешагивание).

Топающий шаг— поочередные притопы правой (левой) ногой с небольшим продвижением вперед (назад). Амплитуда шага зависит от характера музыки и образа. Семенящий ("плавающий") шаг — плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на длину ступни. При его выполнении сгибаются только подъемы ног, корпус остается неподвижным, ноги почти не отрываются от пола (движение как бы на колесиках). Высокий шаг — нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90 градусов. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу — "утюжком"). Этот шаг можно выполнять на месте или с продвижением вперед (образ "петушка", "лошадки" и др.).
Переменный шаг — ритмический рисунок шага две четверти, две восьмые, четверть. Выполняется на два такта в двухдольном размере или один такт в четырехдольном. В основе — хороводный шаг. На "раз, и, два, и" первого такта — длинные поочередные шаги с носка правой, левой ноги. На "раз и два" второго такта — три коротких поочередных шага с носка правой ноги. На "и" — пауза. Следующий шаг начинать с носка левой ноги. Второй вариант: на "раз, и" — два небольших шага вперед правой и левой ногой, на "два, и" — третий длинный шаг правой ногой. Во время него левая нога несколько задерживается, медленнее выносится вперед, а корпус продолжает продвигаться. Поэтому шаг получается удлиненным. Следующий шаг начинать с левой (правой) ноги. Боковой приставной шаг — на "раз" сделать небольшой шаг вправо (влево), на "два" — левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения ("узкая дорожка" или "основная стойка").

Боковое припадание — на "раз" сделать небольшой боковой шаг с носка правой (левой) ноги, мягко согнув ее в колене (как бы припасть на нее). На "два" — носок другой ноги приставить к пятке опорной ноги сзади, одновременно выпрямляя правую (левую) ногу и т. д. Элемент "припадание" можно также выполнять на одном месте (в "точке") или с поворотом вокруг своей оси ("часики").

Хороводный шаг в сочетании с другими элементами:

а) на "раз" — шаг правой (левой) ногой, на "два" — легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Не опорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно также выполнять с легким полуприседанием на счет "два", например, в русской пляске, кадрили и т. д.;

б) движение то же, только не опорная нога на счет "два" ставится на каблук (носок), фиксируя "точку", затем вытягивается вперед и на счет "раз" начинает следующий шаг;

в) ставить ногу на каблук (носок) можно через такт, на последнюю восьмую второго такта, в двухдольном размере или на счет "четыре" в четырехдольном размере музыки.

Шаг на носках двух видов:

а) шагать на мягких, низких полупальцах, легко пружиня в коленях;

б) шагать на вытянутых полупальцах, не сгибая колен (образ куклы, балерины и т. д., только в подготовительной группе, не более восьми тактов музыки).

Пружинящий шаг — движение "пружинка" с продвижением на всей ступне.

Крадущийся шаг — движение "пружинка" с продвижением на мягких, низких полупальцах. Шаг польки — техника та же, что и в "хороводном приставном" шаге, только движение начинается не с шага, а с "подскока" на левой (правой) ноге. В двухдольном размене музыки на "раз" сделать "подскок" на левой (правой) ноге, одновременно прямую правую (левую) ногу поднять вперед-вверх и опустить в "точку" на расстоянии шага сначала на носок, затем на всю ступню. На "и" — носок левой (правой) ноги приставить к пятке опорной ноги сзади. На "два" — правой (левой) ногой сделать низкий "притоп". На "и" — пауза. В следующем такте движение начинается елевой (правой) ноги. Вместо "приставного" шага после "подскока" можно выполнять цепочку из трех небольших поочередных "поскоков" вперед (шаг бальной польки). Боковой шаг "крестик" (вправо-влево) — на "раз" сделать шаг в сторону правой (левой) ногой. На "два" перед ней крест-накрест поставить другую ногу и т. д. Шаг скрестный вперед-назад ("косичка") — хороводный шаг, только ноги ставить не под углом 45 градусов вправо или влево, а накрест перед правой или левой ногой. При движении этим шагом назад, левую ногу ставить за пятку правой и наоборот.

Все виды шага выполнять, удерживая правильную осанку: голова приподнята, плечи максимально отведены назад, живот втянут. При движении одним шагом желательно менять позиции рук не реже, чем на каждую часть музыки.

ВИДЫ БЕГА

Такие виды бега, как спокойный (легкий, танцевальный), широкий, семенящий, высокий, крадущийся, бег "косичка" (вперед-назад) повторяют технику одновременного шага, но добавляется упругое отталкивание опорной ноги от пола и мягкое приземление, начиная с носка, а затем на всю ступню. Корпус во время бега нужно слегка наклонять вперед, ноги мягко пружинят в коленях. Амплитуда бега зависит от возраста детей и характера музыки. При исполнении любого шага и бега необходимо следить за осанкой и дыханием, менять позиции рук.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Во всех движениях исходная позиция для ног (если не оговаривается дополнительно) — "основная стойка". Руки опущены вниз.

Притоп одной ногой — в двухдольном размере музыки выполнять два притопа на такт. На "раз" — правую (левую) ногу согнуть в колене, поднять вверх и возвратить в и. п. с легким ударом ступни об пол. На "и" — пауза и т. д.

Притоп поочередно двумя ногами — техника та же, только на "раз, и" — притоп правой (левой) ногой, а на "два, и" — левой (правой).

Притоп "точка" — пяткой или носком не опорной ноги мягко и легко стучать рядом с опорной или впереди на расстоянии небольшого шага, носок при этом вытягивать вперед или в сторону под углом 45 градусов. "Пружинка" — пружинящее сгибание и выпрямление колен без остановки (как бы покачивание на пружинках). В двухдольном размере музыки на "раз" слегка присесть и немного развести колени в стороны, на "и" — возвратить ноги в и. п. и т. д. (следить за правильной осанкой). Это движение можно выполнять и из шестой позиции ног ("узкая дорожка"). В этом случае колени ног не разводятся.

Приседание — техника та же, что и в "пружинке", только на "раз, и" — приседание, на "два, и" — возвращение в и. п. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, осанка правильная, мышцы спины напряжены.

Полуприседание с "точкой" — на счет "раз" слегка присесть, на "и" — выпрямиться и одновременно сделать "точку" пяткой или носком правой (левой) ноги впереди, на расстоянии небольшого шага. На "два" — присесть и одновременно возвратить ногу в и. п. На "и" выпрямиться, делая "точку" также левой (правой) пяткой или носком и т. д.

"Ковырялочка" — на "раз, и" первого такта носком правой (левой) ноги делать "точку" справа (нога на носок, пятка — вверх). На "два, и" — слегка подняв правую ногу, сделать "точку" пяткой вперед — в сторону (на расстоянии небольшого шага). На "раз" второго такта возвратить ногу в и. п., делая "притоп" всей ступней. На "и" — притоп левой ногой, на "два" — правой, на "и" — пауза. В третьем такте начинать движение с левой (правой) ноги. В подготовительной группе, выполняя "точку" носком и пяткой, можно одновременно делать два небольших прыжка "точка" на опорной ноге. Ставить неопорную ногу на носок и пятку можно и в одну точку справа (слева) или впереди.

"Распашонка" — на счет "раз" первого такта сделать полуприседание с хлопком "ладушки" согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На "два" — выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в "точку" впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая — в сторону-вниз, левая — в сторону-вверх. На второй такт выполнять то же с другой ноги. "Самоварчик" — на "раз" сделать полуприседание и одновременно хлопок "ладушки" согнутыми в локтях руками перед собой. На "два" — выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой — хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90 градусов. Во втором такте — правую руку вытянуть в сторону-вверх, левой — хлопнуть по правой голени и т. д. "Елочка". И. п. — ноги — "узкая дорожка" руки — "полочка" "поясок" и др. На "раз" — повернуть ступни ног вправо (влево) под углом 45 градусов, отрывая носки от пола. На "два" также повернуть пятки и т. д. Движение можно выполнять как на прямых мягких ногах, так и на "пружинке" (спина прямая).

Дополнительные танцевальные движения для мальчиков шести-семи лет

"Козлик" — на каждый счет делать прыжок "точка" на правой (левой) ноге, одновременно выполняя "точку" пяткой другой ноги рядом с опорной ногой. При этом локти согнутых перед собой рук поочередно, на каждый прыжок, пружинящим движением сводить вместе и разводить в стороны. Энергичность движения достигается за счет активного сгибания и разгибания не опорной ноги в колене, пятка при этом должна едва касаться пола. "Гусиный шаг". И. п. — в полуприсяде, ноги — "узкая дорожка", руки — "поясок". Шагать широким шагом в полуприсяде на "пружинке". Руками, согнутыми в локтях (пальцы сжаты в кулаки) энергично махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не более восьми тактов двухдольного размера музыки. "Волчок" — опираясь о пол ладонью правой руки, вытянув при этом корпус и ноги влево по диагонали, бежать "семенящим" бегом вокруг своей оси (как "циркулем", описывая полный круг). Левую руку держать произвольно. "Хлопушки".

1. Два такта в двухдольном размере или один такт в четырехдольном: на "раз" — хлопок "ладушки" вперед-вверх согнутыми в локтях руками. На "два" — правую (левую) ногу согнуть в колене и поднять вправо (влево), правой стороной стопы вверх, одновременно легко хлопнуть ладонью одноименной руки по лодыжке поднятой ноги. На "три"-возвратить ногу в и. п. с одновременным хлопком "ладушки". На "четыре" — то же движение, что на счет "два" первого такта, только другой ногой и рукой.

2. На "раз" сделать хлопок "ладушки" перед собой, на "два" — хлопок левой (правой) ладонью по колену одноименной, поднятой вверх под углом 90 градусов, ноги. На "три" — хлопок "ладушки" и опустить левую (правую) ногу в и. п. На "четыре" — хлопок ладонью правой (левой) руки по правому колену и т. д. Хлопать можно не только сверху по колену, но и по внутренней стороне коленного сгиба. Хлопок в этом случае выполнять скользящий, снизу вверх.

3. И. п. ног — "широкая дорожка", руки опущены вниз. Движение начинается из-за такта двухдольного размера. На последнюю восьмую такта ("и") сделать полуприседание и хлопок "ладушки" перед собой. На первую восьмую ("раз") — прыжок на двух слегка расставленных в стороны ногах вперед (в полуприсяде). На вторую восьмую — поочередные хлопки по правому колену ладонью правой руки и левому колену левой ладонью (метр — шестнадцатая). На третью восьмую — хлопок правой ладонью по правому колену, на четвертую восьмую — хлопок "ладушки" в полуприсяде и т. д.


Поделиться с друзьями: