Колыбельные песни


Колыбельные песниКолыбельные песни — один из самых древних жанров фольклора. Об их происхождении в российской фольклористике существуют две точки зрения. Одни ученые ставят вопрос о генетической связи колыбельных песен и заговоров. Предполагают, что эти произведения могли некогда выполнять функцию заклинаний-заговоров. Другие же считают этот взгляд неправомерным и утверждают, что колыбельные песни рождены педагогическими потребностями, что они имеют только бытовое назначение.

Можно предположить, что доля истины есть и в той и другой версии. Бесспорно, что одна из причин возникновения колыбельных — цель практическая, бытовая,— матери, занятой работой по дому, нужно было, чтобы ребенок скорей засыпал, и для этого было всего два средства — это укачивание и исполнение усыпляющей песни. Ведь само слово "баить" в старину означало — шептать, заговаривать, знахарить. Целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались, в этом не было нужды, ведь этот магический жанр продолжал жить своей самостоятельной жизнью и нес на себе другие функции. А вот предположить, что элементы поэтики, образы, определенные мелодические обороты и некоторые типы интонирования этих произведений были частично (как элемент помощи для быстрого усыпления ребенка) заимствованы и попали в колыбельные песни. По-видимому, взяты они были только из заговоров и заклинаний, связанных со сном ребенка, когда его лечили народными средствами, от таких хворей-напастей, как от "Ночницы"— бессонницы; "Исполоха"— испуга; "Переполоха, криксы"— ночного крика; "Щекотихи"— ворочения и сучения ножками и т. д. В колыбельной, записанной Ф. А. Рубцовым, упоминается одна из таких болезней:

"Пришла бабка с заморья, принесла короб здоровья.
Тому-сему не дала, моей девочке приблюла.
В голованьку положила, рукавочком покрыла.
Криксы-упиры забрала, во мхи болота послала.
А вы там сидите, мою девочку не будите".


Об этой песне автор записи писал: «Текст колыбельной похож на заговор против "криксы". По старым крестьянским представлениям, "криксы" — особая болезнь детей, вызываемая злым существом, проникающим в ребенка ("ена махонька и не видать как проскочит"), отчего он "блажит" всю ночь. Обычное выражение — "криксы-плаксы" исполнительница заменила на "криксы-упиры". Слово "упиры" является производным от глагола упираться. Отсылать болезни и всяческие беды "во мхи-болота" — употребительная форма заговора».

Нередко связь колыбельных с заклинаниями и заговорами достаточно выражена как в тексте, так и в напеве. Есть колыбельные, в которых присутствуют фрагменты традиционных заговоров.

"Люли-люленьки-люлю..."
Колыбельные песни

В этой колыбельной, записанной в Смоленской области, есть целый фрагмент традиционного заговора от "Ночницы" — бессонницы. Аскетичность напевов колыбельных, в которых присутствуют элементы заговоров и заклинаний, говорит о древнем музыкальном складе, своеобразных интонационных оборотах, типах интонирования, принадлежавших когда-то произведениям магического фольклора.

Колыбельные песни отличаются большим разнообразием. В них выражено стремление успокоить ребенка, отвлечь его внимание и переключить в другое русло. Это во многом и определило поэтику колыбельных. Назначение их неразрывно связано с эстетическим воздействием и не исключает художественной ценности песен. Их яркая образность ориентирована на детское сознание.

Тексты колыбельных песен как бы сотканы из существительных и глаголов. Подобная лексическая обедненность не случайна. Ведь ребенок в колыбельный период еще не может понимать отвлеченные понятия. В песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспринять органами чувств.

Кажущаяся упрощенность языка вызвана необходимостью: это первая языковая ступенька к его художественным высотам. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможны познание окружающего мира, развитие мышления. Поэтому-то введение в песню слов-понятий строго ограничено.

Материнские чувства подсказали, какое должно быть содержание колыбельных песен: в них отражается все, что есть в ее душе лучшего, возвышенного. Бесспорно, мир матери, характер ее чувств, заботы и тревоги — все так или иначе отражено в колыбельной песне. Нередко свои желания она выражала в образных сравнениях.

Бай-люли, бай-люли,
Закрой глазки, спи-усни.
Ты расти-расти, дитя,
Будь счастливый у меня:
Ты поди таланью-участью
Во Илью-то Муромца;
Поди силой, мужеством в
Святогора богатыря;
А богатствицем поди
Во Садка новгородского;
Как ведь важность поди
Во Добры ню Никитича;
А смелостью поди все в
Алешу Поповича;
А и удалью поди
В Микулу Селяниновича;
А в поездочку поди
Во Ивана-богатыря,
Во Иванушку Гоненовича.
Бай-люли, бай-люли,
Закрой глазки, спи-усни.


Больше всего в сюжетах колыбельных песен встречаются образы окружающих ребенка картин и явлений. Особенно много рассказывается о животных и птицах. Гули, куры, волчок, петушок, собачка — реальные образы колыбельных песен.

"Люли-люли-люленьки..."
Колыбельные песни

В большинстве колыбельных песен главный персонаж — кот. Ребенок часто его видит свернувшимся калачиком, сладко дремлющим. Поэтому в песне его призывают прийти, покачать люльку.

"Котя-котенька, коток..."
Колыбельные песни

Прямым свидетельством древнего происхождения колыбельных песен являются антропоморфные образы Сна, Дремы, Угомона Упокоя. Нередко Сон и Сониха выступают в виде живых, фантастических, сказочных существ.

"Баю-баю, баю-бай"
Колыбельные песни

Одни фольклористы считают колыбельные жанром по преимуществу импровизационным, поскольку создаются они зачастую в самый момент исполнения. Другие говорят, что вариативность является неотъемлемым свойством колыбельных песен и имеет специфические черты, определяемые особенностями их содержания и исполнения. В ходе исследования специалистам удалось установить, что все тексты колыбельных представляют собой варианты примерно тридцати традиционных песен.

Основной вид наиболее распространенный — это интонирование классических образцов, уже давно сложившихся вариантов колыбельных песен, среди которых встречаются тексты религиозного содержания, имеющие замечательной красоты напев.

"Баю-баюшки-баю"
Колыбельные песни

Народное искусство импровизации заключено в основном в способности создавать многообразные композиции на основе традиционных колыбельных мотивов. Вместе с тем колыбельные песни могут исполняться на импровизационные тексты и напевы. Например, исполнительница колыбельной, не зная традиционного напева или сознательно придумывая новую мелодию, интонирует свой особый вариант песни, при этом слова тут же складываются из видимой ей картины, происходящей вокруг нее, из забот, навалившихся в данный момент:

Баю-баюшки-баю,
Тебе песенку спою,
Подольше спать тебе велю.
Нету бабушки родной,
Возиться некому с тобой.
Она б люлечку брала,
Покачала бы тебя,
Заменила бы меня.
А мне стряпать уж пора,
Принести к печи дрова.
Вон и папка тащится,
Не поест, он будет злиться...


С помощью современных тончайших методов исследования деятельности мозга новорожденного учеными Т. П. Александрян и Э. А. Хризман удалось установить, что среди всех разнообразных раздражителей, воздействующих на ребенка, он выделяет голос матери, который для него является неким защитным механизмом от кажущейся непонятной ему окружающей среды и успокаивает его.

Ребенок рождается со сформированными органами чувств. У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые звуковые предпочтения. Новорожденный предпочитает женские голоса мужским, а также ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, они его успокаивают; резкие же звуки — беспокоят. Через несколько недель после рождения ребенок выделяет голос того человека, который за ним ухаживает, среди других голосов. Эксперименты по зрительно-слуховой координации новорожденного показали, что трехнедельный ребенок достаточно точно локализует источник звука в пространстве.

Только что родившийся ребенок обычно успокаивается под звуки колыбельной песни. Спокойная, умиротворяющая, убаюкивающая мелодия прекращает его плач. Монотонность и тонкая задушевность такой мелодии словно обволакивают малыша.
Вот что писала собиратель северных колыбельных песен Б. Б. Ефименкова о характере их исполнения: "Байки напевают вполголоса, неторопливо, ровно (в такт движению люльки) — само исполнение должно не развлечь, а убаюкать. Отсюда и узкий диапазон напева, и однообразие элементов, его составляющих, мелодии складываются из повторения небольших ячеек — интонаций, попевок".

Младенец не понимает слов песни или воспринимает только отдельные слова, в основном он только различает акустические свойства звука — тембр, динамику, ритм, интонацию певческого голоса. Поэтому на первый план в колыбельной песне выходит напев и только на второй — поэтический текст.

Главная функция колыбельной песни — влиять на состояние и настрой ребенка в момент засыпания; посредствам песни добиться его успокоения, расслабления, концентрации внимания на процессе засыпания. Что же на него в первую очередь воздействует и помогает скорее уснуть? Ответ есть — это напев колыбельной, который влияет на мозг ребенка, подобно гипнозу. Присутствие в нем определенной схематичности интонационных оборотов производит так называемый "маятниковый эффект".

Структура напевов этих песен гениально сложена музыкальным мышлением народа для достижения конкретной практической цели — усыпления ребенка. Преобладают в них простейшие мелодические обороты секундового, терцового и квартового объема, нередко с опевающими и вспомогательными тонами. Они естественно лежат в самой удобной центральной, натуральной части певческого регистра исполнителя. Интонирование их не требует напряжения и усилий голосового аппарата, так как они находятся в параметрах звучащей шкалы обычной разговорной речи и не требуется изменения естественного тембра и тесситурных возможностей голоса. Такое исполнение колыбельной мелодии излучает спокойствие и четкую размеренность, нежность и теплоту, естественность интонации. Ведь всякая резкость, неестественность, фальшь в голосе при исполнении песни дают обратный результат, то есть не успокаивают и усыпляют ребенка, а настораживают его и возбуждают.

Этим качествам интонирования колыбельной способствует и сочетание тонов в напеве, строение и параметры которого образуют удобное для голоса естественное звуковыражение. Самый простейший мелодический элемент в структуре напевов — это состав звукоряда из трех—пяти тонов с опорными тонами по краям, нередко с появлением вспомогательных звуков — субтонов. Чаще всего это субкварта.

Такой мелодический оборот, как бы "сложенный из двух звуковых конструкций" (терцового трихорда и субкварты), является центральным в звуковысотных структурах различных напевов колыбельных песен. Характерной его чертой является контрастно-регистровое их сопоставление. Это создает иллюзию, словно голос движется вместе с покачиванием подвесной люльки в двух направлениях. Такая традиционная мелодическая формула возникла не случайно, не импровизационно, а на базисе особых биологических и психических функций мозга. Ведь ее интонационная модель действует на ребенка как успокоительный заговор, как снотворное:

Вариант "Баю-баюшки-баю"
Колыбельные песни

Единообразная звуковая колебательная монотонность, размеренность раз за разом повторяющегося мелодического оборота и имеют то гипнотическое воздействие на психику ребенка для его успокоения и усыпления. Многовековой опыт сольно-песенной культуры, высшая степень музыкального мышления народа создали наиболее действенную модель напева, свойственную только колыбельным песням. Эта традиционная мелодическая формула "маятникового эффекта" усваивается памятью ребенка как сигнальный элемент к определенной готовности — сну.

В первые месяцы жизни ребенка спокойный длительный сон — непременное условие быстрого роста и развития. Люди примечали, что в пути, при ритмическом движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Эти наблюдения привели к созданию "инструмента укачивания" — колыбели. Он стал сопутствующим элементом физического стимулирования и воздействия, помогающим ребенка усыпить. Поэтому не случайно во многих культурах мира новорожденных и младенцев держат в люльках и качалках. Укачивание на руках или покачивание в коляске не только успокаивает ребенка, но и стимулирует вестибулярную чувствительность.

Ритмическое покачивание колыбели сопровождалось ритмически организованными звуками — поскрипыванием шеста, очепа; эти "технологические" шумы в конечном счете и предопределили ритмическую структуру напева и поэтического текста колыбельной песни.

Анализируя мелодику колыбельных песен, можно видеть, что ритм напевов песен чаще всего состоит из четырех равновременных периодов. Тексты песен обычно рифмованные. Они, как правило, имеют двусложную стопу, чаще четырехстопный хорей и мужскую или женскую рифму. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Поэтическая строфа складывается из двух "четырехдольников". Эти доли могут как сочетаться друг с другом непосредственно, так и разбиваться на хореические стопы. При этом не происходит нарушения мерности и ритмической пульсации напева, что позволяет исполнителю песни сохранять спокойное и естественное межстрофное дыхание.

Ученые В. С. Мархасин и В. М. Цеханский в статье "Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии" утверждают: "Экспериментальные данные показывают, что при прослушивании произведения происходит многоплановое воздействие целостной музыкальной формы на вегетативную систему слушателя, а изменение ритмов сердечной деятельности выступает как интегральная характеристика этого воздействия". Известно, что минутный объем дыхания и частота пульса у новорожденных примерно в два раза превышают величину объема и частоту пульса взрослых. Это обеспечивает поступление необходимого количества кислорода в организм ребенка. Существует предположение, что на интонировании колыбельной песни, на ее ритме лежит определенная работа по координированию внутренней пульсации организма и естественной нормы периодичности дыхания как самого исполнителя колыбельной, так и пассивно слушающего ребенка. При этом у младенца происходят стабилизация параметров периодичности дыхания, некоторое его замедление, но при этом объем поступления кислорода не уменьшается. Это прямое положительное влияние ритмического строения колыбельной песни на физическое состояние ребенка.

В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начинала забавляться со своими куклами, как мать ее учила правильно "байкать". Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадала даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи. В фольклорных экспедициях по различным деревням и селам удавалось от девочек записывать различные варианты колыбельных песен. Многие из них были известными традиционными произведениями, но тексты нередко подвергались некоторой обработке. Дети вносили в них изменения, сообразуясь со своим видением и пониманием жизни, придавая им особую оригинальность. Вот колыбельная, записанная от десятилетней Вали Спичковой из Нижегородского села Верхнее Талызино:

"Ой, баю-баю-баю..."
Колыбельные песни

В этой колыбельной песне известный традиционный сюжет о мужике и его детях ("Ой, баю-баю-баю, живет мужик на краю") заменен на котика с котятами, что делает поэтический текст более образным, забавным и веселым.

Через колыбельные ребенок впервые начинает постигать подлинное народное песенное искусство, начинает путь к достижению нравственности, душевного света, доброты и сострадания. Он начинает учиться понимать первые поэтические слова, родные мелодии. И отныне уже никогда не потеряет связи с Матерью-Землей, что взрастила и вскормила. И где бы ни жил он — в городе или в деревне, — будет через воспоминания о колыбельных ощущать свои корни. И народная песня уже никогда не уйдет из его памяти, светлый родник творческого опыта не иссякнет.


Поделиться с друзьями:

Другие новости по теме:



Загрузка...

© 2010-2021 MyLittles.Info © Копирование материалов с сайта без активной ссылки на источник запрещено.